детский сад
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
детский сад

ДОУ
 
ФорумПоискПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Формирование ЗОЖ у детей

Перейти вниз 
Участников: 4
АвторСообщение
Admin
Admin
Admin



Формирование ЗОЖ у детей Empty
СообщениеТема: Формирование ЗОЖ у детей   Формирование ЗОЖ у детей Icon_minitimeВт Дек 25, 2012 9:02 am

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Большой вклад в разработку вопросов, касающихся здорового образа жизни ребенка внесли И.И. Брехман, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крепская, Э.Н. Вайнер, Я.Л. Мархоцкий, В.А. Шишкина и многие другие.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская, - привить ребятам навыки укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т.д.» [9,175]
Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях; обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни; обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации; закаливание детского организма; формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Значимость этого вопроса в том, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.
Таким образом, здоровье детей имеет огромное значение для будущего всего общества.
Рассматривая проблему здоровья в педагогическом аспекте, ученые считают, что необходимо выделить ее узловые вопросы в воспитании дошкольников. Прежде всего надо осознать само понятие здоровье, как от смысла, вложенного в него, зависит направленность оздоровительно-развивающего физического воспитания. Существуют разные трактовки этого понятия. По мнению Ю.Ф. Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому. Н. Амосов предложил измерять здоровье по резервным мощностям организма, которые во многом зависят от правильного образа жизни человека.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни.
Под образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни - таково и здоровье ребенка.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ему хорошее здоровье.
Таким образом, здоровый образ жизни взаимосвязан и оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье.
Условия нормального развития и укрепление здоровья детей
Человеческий организм работает в определенной системе на основе индивидуальных биоритмов. В результате исследований ученых установлено физиологически целесообразное время для активной деятельности и отдыха человека; целесообразная продолжительность интересов между приемами пищи для лучшего пищеварения ; отдельные возвратные и индивидуальные нормы сна.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.
В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.
К сожалению, распорядок дня в ДОУ чаще трактуется односторонне - лишь с временных позиций, в результате чего он теряет свои воспитательные функции. Такой подход, недооценка требований к организации режима дня уже нанес значительный вред здоровью многих детей. Учитывая этот негатив, подчеркивается необходимость усиления оздоровительно - содержательной и воспитательной направленности распорядка дня. Качество решенных моментов определяется в направлениях, связанных с удовлетворением основных физиологических потребностей организма ребенка (в движении, пище, сне, активном бодрствовании), с приобретением необходимых знаний в области культуры здоровья, с овладением навыками ЗОЖ.
Режим дня начинается с отношения периодов бодрствования и сна. Для дошкольников полноценный сон - один из главных источников здоровья и развития. Систематическое недосыпание болезненно отражается на состояние всего организма, снижает память, внимание умственную и физическую активность. По этой причине необходимо заботится о том, чтобы сон детей был по настоящему «детским» и по состоянию крепким, безмятежным. В период бодрствования обеспечивается смена активных и более спокойных видов деятельности, умственные нагрузки чередуются с физическими. Двигательная активность в течении дня должна быть разной интенсивности: в утренние часы спокойной ,более высокой на физических занятий.
Самая большая двигательная активность приходится на прогулку. Прогулка - это мощная закаливающая процедура: ребенок дышит свежим воздухом, в котором много ионов, благотворно влияющих на самочувствие; световые и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина «Д», необходимого для укрепления костного аппарата. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребенка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту.
Таким образом, прогулка ни в чем не заменимое комплексное оздоравливающее средство.
Питание - один из основных факторов внешней среды, определяющий нормальное развития ребенка.
Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гармоничное развитие.
Пища -- основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый материал для роста и развития его органов и систем. Учтем еще, что процессы обмена веществ протекают у детей значительно интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что также вызывает значительные энергетические затраты.
В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Если ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть причиной различных заболеваний. Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка -- главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным.
Достаточная двигательная активность детей, физические нагрузки, психологический комфорт - является надежными спутниками аппетита.
Питание в дошкольном учреждении имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Таким образом, одним из главных условий сохранения здоровья ребенка - его питание. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоническое развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний детей-дошкольников -- естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Развития детей дошкольного возраста необходимо рассматривать по овладению знаниями и навыками гигиенической культуры и правил поведения. Бытовые процессы должны нести детям необходимые знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, бывать на воздухе; почему надо полоскать рот после еды, пользоваться салфеткой и т.п.
Таким образом, система работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания к собственному здоровью, что обеспечивает успех формирования навыков здоровья детей дошкольного возраста.
Основные положения работы:
• целостность и систематичность работы знаний валеологического характера;
• формирование практических навыков и умений валеологического характера;
• систематичный контроль за состоянием здоровья и развития детей;
• Многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа
• Создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья
• Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни
• Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности
• Повышение психоэмоциональной устойчивости
• Использование на занятиях дидактических игр, игр - путешествий (приложение 3), изобразительной деятельности, аппликации, двигательных упражнений и творческих заданий
• Постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
Рассматриваются основные задачи работы по данному направлению каждого ребенка:
• Заведующая ДОУ и старший воспитатель - контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль
• Воспитатели - учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты
• Медицинский персонал ДОУ - выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
• Воспитатель по физическому воспитанию - учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик
• Музыкальный руководитель - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека
• Логопед, педагог - психолог - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков развития, тем самым повышая уверенность ребенка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость
• Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований
• Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости
Следует отметить, что в первую очередь, каждый ребенок поддерживает единую линию поведения и выполняет основные требования, которые предъявляются педагогами.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.
Организация НОД с детьми строится с учетом следующих методических требований:
Продолжительность:
группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет - 15-20 минут;
группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет - 20-25 минут;
группы общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет - 25-30 минут.
Выполнение санитарно-гигиенических требований:
• Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
• Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
• Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения
• Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды
• Музыка для релаксации должна быть не громкой
• Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей
• Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. работниками
Необходимое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки человека. Ухудшающееся здоровье взрослых прямо влияет на состояния здоровья их детей. Как результат - дети с врожденными патологиями, ослабленным иммунитетом. Чтобы быть полноценным, успешным членом современного общества, необходимо иметь высокий профессиональный и личностный статус, что является труднодостижимым для людей с проблемами здоровья.
Одна из задач воспитания заключается в том, чтобы наши малыши болели как можно меньше, а в идеале - вышли из детского сада в школу практически здоровыми, бодрыми, жизнерадостными. Для достижения этой цели необходима слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения в тесном сотрудничестве с родителями.
Связь дошкольного учреждения с семьей очень важна. Ведь именно в этом возрасте начинается формирование здоровья ребенка.
Родители любят своих детей, заботятся о них, лечат, когда они заболевают. В сфере здоровьесбережения цель дошкольного учреждения - помочь родителям сохранить и укрепить здоровье ребенка немедикаментозными, но в тоже время научно обоснованными и действенными способами и средствами.
Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка. В конце года важно вместе оценить, насколько здоровье ребенка стало лучше, как он продвинулся в своем физическом развитии, овладел ли необходимым минимумом двигательных умений.
Воспитателю необходимо найти общий язык с родителями воспитанников, проявить интерес к здоровью и развитию каждого ребенка, фиксировать внимание на том особенном, что есть в нем, и удивить этими знаниями родителей. Важно убеждать родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском учреждении, как рационально провести выходные дни; почему вредно закармливание детей сладостями, потакание капризам во время еды, желание как можно больше дать пиши ребенку, какой вред наносит здоровью ребенку «укутывание в сто одежек». Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей, она приводит к: нездоровью ребенка, психологическому дискомфорту.
Воспитателям и родителям надо находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском учреждении. Этому способствуют индивидуальные беседы с родителями, содержание родительских уголков, соотнесение требований дошкольного учреждения и семьи, проведение мероприятий по уменьшению адаптационного стресса при переходе ребенка из семьи в детский сад, использование комплексно-оздоровительных мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений в здоровье каждого ребенка.
Встречи с родителями наиболее эффективны, если используются деловые игры: продумываются ситуации, в которых родителям необходимо найти правильный выход, выразить свою позицию, доказать ее, решить педагогическую задачу.
Воспитателям вместе с родителями необходимо формировать у детей представления о строении тела, знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, представления о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Таким образом, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Здоровый семейный коллектив, где родители связаны заботой о детях, дружбой и взаимоотношением - одно из необходимых условий правильного, полноценного здорового воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Воспитательно - образовательный процесс следует рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирования духовности, направленности и физического здоровья индивида.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://colny6ko.mirbb.com
Klais





Формирование ЗОЖ у детей Empty
СообщениеТема: Re: Формирование ЗОЖ у детей   Формирование ЗОЖ у детей Icon_minitimeЧт Дек 24, 2020 10:51 pm

Спортом заниматься надо. С трёх лет занимаюсь разными боевыми искусствами, но всё же полюбил смешанные. Можете прочитать про них на https://1xmatch.com/mixed-martial-arts Как же круто наблюдать за различными боями или успехами фаворитов. Каждый бой это своя атмосфера, это различные отношения, это труд тренера и бойца. На это еще можно ставит ставки, кстати. Но мне намного приятнее наблюдать без различных рисков. Занимайтесь спортом и всё будет хорошо)
Вернуться к началу Перейти вниз
Filla

Filla



Формирование ЗОЖ у детей Empty
СообщениеТема: Re: Формирование ЗОЖ у детей   Формирование ЗОЖ у детей Icon_minitimeЧт Май 25, 2023 8:31 am

интересно, спасибо
Вернуться к началу Перейти вниз
Ольга Малина

Ольга Малина



Формирование ЗОЖ у детей Empty
СообщениеТема: Re: Формирование ЗОЖ у детей   Формирование ЗОЖ у детей Icon_minitimeПн Июл 17, 2023 9:14 am

Спасибо за полезную информацию.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Формирование ЗОЖ у детей
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
» Одетый и обутый: учим детей самостоятельно одеваться

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
детский сад  :: Растим детей здоровыми-
Перейти: