детский сад
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
детский сад

ДОУ
 
ФорумПоискПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
Admin



Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка. Empty
СообщениеТема: Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка.   Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка. Icon_minitimeЧт Мар 07, 2013 6:30 am

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию. Детство без игры и вне игры ненормально.
Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: им-пульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с вы-думкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда глад-ко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принад-лежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где
закладываются основы будущей личности.
Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:
1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
3. Адаптировать к социальной среде;
4. Интегрировать в жизнь общества.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определен-ный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:
1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему об-щественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечелове-ческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны.
3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реаль-ный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства пре-одоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в струк-туру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, во-одушевление.
Основные компоненты игры
* игровое состояние (мотив),
* игровые позиции,
* игровые ситуации,
* игровые роли и действия,
* результат игры.
Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.
Виды игр
Дворовые игры (уличные) «Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.
Посиделочные игры
Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился», «Колечко, колечко», «Испор-ченный телефон» и др.
Хороводные игры (это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо тан-цем, игрой)
Игра «Ручеек»
Игра «Плетень»
«Заря»
Танцевальные игры (главенствует танец, а игра является украшающей его деталью)
«Базар цветов»
«Три круга»
Познавательные игры
«Мудрый ворон»
Викторина — это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой
Лотерея (розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть:
лотерея «Поиск»,
«Твой стул — твоя удача», «Танцевальная».
Игро — песня
Необходимо пропеть любую песню
Игры – пятиминутки
Любые пальчиковые игры
Коммуникативные игры
Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог.
«Интервью»
«Комплимент»
Игры на знакомство
«Снежный ком»
«Рассказать о себе в трех словах»
«Мяч по кругу»
«Привет! »
Конкурсные игры это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников
«Узнай песню»
«Золушка»
Эрудит
игры «Морской бой»,
«Интеллектуальный хоккей»,
«Взломщик»
Игры – шутки
«Дикая обезьяна»
«Верблюд»
Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Классификация игр
По области деятельности
физические
интеллектуальные
трудовые
социальные
психологические
По характеру педагогического процесса
обучающие
тренинговые
познавательные
развивающие
воспитательные
продуктивные
репродуктивные
творческие
коммуникативные
диагностические
По игровой методике
предметные
сюжетно – ролевые
деловые
По игровой среде
без предметов
с предметами
настольные
комнатные
уличные (дворовые)
на местности
технические
По предметной области
математические
биологические
музыкальные
литературные
театральные
спортивные
трудовые
народные
экономические и другие
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.
1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.
2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, напри-мер врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сю-жетные игры) .
3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интере-сов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.
4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс пе-редачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Та-кие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способст-вуют активному взаимодействию участников этих игр.
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социаль-ный опыт, который так важен для развития их личности.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
http://www.maaam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-28940.html#c558528
Вернуться к началу Перейти вниз
https://colny6ko.mirbb.com
 
Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Если у ребенка запор
» Что нужно знать родителям о правах ребёнка.
» Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка
» Здоровый образ жизни семьи. Пагубное влияние вредных привычек на ребенка

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
детский сад  :: страничка для общения :: консультация специалиста-
Перейти: